пятница, 18 февраля 2011 г.

Автокредитование на плечах государства

Основной драйвер на рынке коммерческого автокредитования – совместные программы банков с дилерами и производителями. Для заемщика – это возможность получить кредит на очень выгодных условиях. И в ближайшее время количество таких предложений будет только расти.

Согласно статистике Ассоциации Европейского Бизнеса, продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам прошлого года составили 1.910.573 машины. Это на 30% больше, чем годом ранее. В декабре 2010 года объемы российского автомобильного рынка увеличились на 60%, до 204.586 автомобилей, сообщает «Автостат». Бесспорный лидер продаж – марка Lada. В минувшем году АвтоВАЗ реализовал 517.147 машин. Это на 48% больше, чем в 2009 году. Причём по программе утилизации было продано 221.584 автомобиля Lada.


Не в последнюю очередь успехи АвтоВАЗа объясняются льготной программой автокредитования.  В 2010 году в России по ней был куплен каждый десятый автомобиль: такова приблизительная статистика Министерства промышленности и торговли (Минпромторг). Напомним, что ставки по автокредитам в рамках госпрограммы составляют от 7 до 10%, в то время как минимальная рыночная ставка колеблется в районе 12%. Сегодня льготное автокредитование распространяется на все модели АвтоВАЗа и «иностранцев» российской сборки – Ford Focus, Fiat Albea и другие. Максимальная цена автомобиля по программе – 600.000 рублей. Минимальный первоначальный взнос – 15%. Срок кредитования – три года.
«Программа субсидирования процентных ставок уже доказала свою состоятельность. Её продление на 2011 год и выделение дополнительных денежных средств – ощутимая поддержка для отечественной автомобильной промышленности, – комментирует ситуацию Андрей Степаненко, руководитель дирекции обслуживания физических лиц Райффайзенбанка. – Если в кризисный период запуск программы был необходимой мерой, то её дальнейшая поддержка является качественным шагом в развитии автомобильной промышленности».
В то же время, по мнению Стефана Буайе, начальника управления стратегического маркетинга и качества Банка Сосьете Женераль Восток (BSGV), любая программа льготного автокредитования с участием государства изначально несет в себе, в первую очередь, социальную составляющую. Поэтому она рассчитана на определенный сегмент потребителей и не носит массового характера. Специальные условия программы действительно позволили обзавестись новым автомобилем на выгодных условиях тем гражданам, для которых стандартные автокредиты были по ряду причин недоступны. Однако, если сравнивать объемы, то доля таких кредитов в портфелях банков невелика.
Специальные  значит дешевые
Основным фактором роста на рынке коммерческого кредитования стали специальные программы. «В 2010 году совместные программы кредитования с автомобильными производителями и дилерами составляли большую долю продаж автокредитов большинства банков», – утверждает Андрей Степаненко. В первую очередь, для банков они интересны тем, что позволяют увеличивать кредитные портфели. Дилеры и производители, благодаря совместным предложениям, увеличивают объем продаж. «Объем приобретаемых в кредит транспортных средств по специальным программам довольно велик. Доля таких кредитов, по различным оценкам, составляет от 15% до 30% от общего объема выданных автокредитов», – подчеркивает Светлана Захаренкова, директор по розничным продуктам НБ Траст. «Именно совместные программы с автопроизводителями стали в 2010 году одним из основных драйверов восстановления автомобильного рынка», – подтверждает слова других аналитиков Рустем Ибрагимов, директор департамента розничного бизнеса Перового республиканского банка. По его мнению, в зависимости от автопроизводителя, на долю специальных программ приходится до 60% проданных машин.
Сотрудничество банков и автодилеров является всесторонне выгодным. Дилерам спецпрограммы интересны как основной локомотив продаж машин своей марки; банкам (как правило, аффилированным с производителями автомобилей) как инструмент наращивания кредитного портфеля. С помощью специальных программ и банки, и автодилеры, по сути, решают единую задачу – увеличение объема продаж, говорит Стефан Буайе. В конечном итоге выигрывает и покупатель: банк предлагает пониженную процентную ставку и снижает общие требования к заемщикам, а автопроизводитель – дополнительные скидки и дотации на автомобиль. Соответственно, в рамках совместных программам кредитования клиенты получают максимально удобные условия:  минимальную переплату и минимальный пакет документов, – поясняет Андрей Степаненко. «Сейчас классическим примером таких программ служат специальные предложения на новые машины 2009-2010 года выпуска. Дилерам удобно таким образом реализовывать «прошлогодние» модели и привлекать внимание, банкам – получать новых клиентов, а потребителям – приобретать новую машину по хорошей цене на выгодных условиях», – подчеркивает Буайе.
Специальные программы пользуются большим спросом у клиентов, но есть существенные ограничения. Прежде всего, это касается списка моделей авто, на которые распространяется акция. Зачастую обязательное условие по спецпрограммам – высокий первоначальный взнос за приобретаемый автомобиль (20% и более от стоимости авто). Однако покупатель, который внес более 20% собственных средств за покупку, является, как правило, более добросовестным заемщиком, что положительно влияет на качество банковского кредитного портфеля, отмечает Светлана Захаренкова.

1 комментарий:

  1. Не очень-то государство с этой задачей справляется.

    ОтветитьУдалить